Международная медицинская гомеопатическая лига | LIGA MEDICORUM HOMOEOPATHICA INTERNATIONALIS

Проблема причинности в медицине

27.08.2015

Предисловие

Доклад был подготовлен в рамках круглого стола «Гомеопатия и православная антропология», организованного Православным гуманитарным институтом «Со-действие» и Российским научным центром восстановительной медицины и курортологии, который состоялся 23 сентября 2013 г. в Москве.

Специальным гостем круглого стола стал греческий врач лауреат альтернативной Нобелевской премии Георгий Витулкас. Общение с известным врачом-гомеопатом проходило с помощью видео -конференции.

Подготовка к докладу вывела меня удивительнейшим образом на проблему причинности в медицине, которая волновала и волнует врачей во все века от Гиппократа до настоящего времени. Ведь понимание причин болезни дает возможность назначить не только верное лечение, но и проводить профилактику заболеваний.

Неудивительно, что именно так названа книга «Проблема причинности в медицине», которая вышла в свет 50 лет назад. Её автор выдающийся советский патологоанатом И.В Давыдовский (20.07.1887 — 11.06.1968), у которого мы все учились. Недавно российские медики отметили 125 — летие со дня его рождения.

По стечению обстоятельств мне пришлось возвратиться к ней через много лет моей медицинской практики. Будучи студенткой — выпускницей МОЛГМИ, я подала реферат, написанный после прочтения этой книги на кафедру философии. Вскоре получила ответ- экземпляр книги и приглашение в аспирантуру. Однако, меня тянуло в практику и я была зачислена в клиническую ординатуру на кафедру пропедевтики детских болезней.

И.В. Давыдовский родом из Ярославля, из священнической семьи, окончил православную гимназию, прошел путь от земского врача, до руководителя кафедры, которую возглавлял долгие годы.

Поводом написания этой книги была попытка философского осмысления накопленных в первой половине ХХ столетия экспериментальных данных в медицине. Из тех скудных биографических сведений, которые представлены в интернете, можно предположить — как патологоанатом, он был слишком привязан к материи, что, по-видимому в советское время было закономерно, и вся книга пронизана критикой религиозных взглядов на болезнь человека, проблему причинности в медицине.

Однако, медицинские аспекты весьма интересны. В частности, учения об инфекции, взаимоотношение макро и микроорганизма. Он подчеркивал, что «будущее принадлежит эндогенным аутоинфекциям — ангинам, пневмониям, болезням, причиной которых являются условные патогены». Это мы наблюдаем сейчас.

И так, проблема причинности в медицине явилась важнейшей движущей силой на пути моей медицинской практики к пониманию христианской антропологии.

Академический период

Он характеризовался углублением теоретических и практических знаний в области нозологических форм, симптоматологии болезней. Поражали многообразие причин болезней и так называемые идиопатические заболевания, которые до сих пор ещё фигурируют в качестве диагноза в историях болезни пациентов (идиопатическая тромбоцитопения).

В академической медицине выделяют внешние и внутренние причины болезней.

Внешние (экзогенные) определяются по формам движения материи -механические, физические, химические, биологические, социальные. Внутренние (эндогенные) — наследственные дефекты.

Медицинские институты лишены богословских кафедр. И понятие греха, как одного из ведущих причинных факторов болезней, студентам неизвестно, если только, они не воспитаны в православной семье.

Полипрагматический подход (одновременное назначение пациенту многих лекарственных веществ или лечебных процедур) в лечении вначале казался логичным — патогенетическое лечение! Но все чаще сталкивалась со случаями утяжеления патологии после такого лечения и возвращения пациентов на больничную койку, и какой-то безысходности, неудовлетворенности в работе.

Гомеопатический период

Как у многих врачей-гомеопатов, причиной ухода из академической медицины стало эффективное лечение близких гомеопатией.

А после прочтения книги Т. М. Липницкого «Гомеопатия «, решение было однозначным — расстаться с академической медициной и идти в гомеопатию.

И сразу шок — выход на причину болезни (рубрика репертория Кента — «ailments from») и назначение только одного лекарства!

Далее — годы работы — радостной и мучительной. И опять неудовлетворенность. Казалось бы, подход целостный, персонифицированный, лечение одним лекарством, щадящее, без инъекций, госпитализаций. Нет подавления болезни, как в аллопатии.

Но… опять та же проблема — больные, хоть и реже, но возвращаются. В чем дело?

Крещение

Вспоминаются первые слова протоиерея Виктора — настоятеля Храма Николая Угодника в деревне Спирово Волоколамского района: «Что это за гомеопатия? Ты врач, и не крещеная!». Сама ещё не понимая ничего, в тот же день окрестилась с мужем и племянником, а позже окрестила дочь.

Вначале даже не понимала, что это было. Скорее, влекло что-то новое и неизведанное. Веры не было! Казалось, что все это — игра, театр. Но это — в мыслях. А в сердце что — то затрепетало. А потом годы осознания, проверки на практике. Огонёчек в сердце всё разгорался.

Гомеопат — практик

Уверовав в гомеопатию, окунулась в неё с головой, оставив крупный престижный научно-исследовательский институт и прекрасную карьеру. Вначале теоретические знания в гомеопатии нужно было подкреплять практикой -лечением пациентов. А где их возьмешь? Приходилось вести просветительскую работу в детских учреждениях, среди коллег своего института, да просто везде. И в процессе общения с людьми, все свои знания раскладывала по полочкам. Начали обращаться больные.

Работа в отделении «Помощь на дому» один на один с пациентом, его семьей, без репертория, подсказок коллег — путь не из легких! Отрабатывалась методика работы врача, умение беседовать по телефону с пациентами. Добилась того, что за три минуты разъясняла больному, что такое гомеопатия и почему именно ему она необходима.

В отделение периодически звонили матушки и прихожане Храмов с просьбой полечить батюшку или его детей. И задавали разные вопросы: о Вере врача, основах гомеопатии, совместимости религии и гомеопатии, приготовлении гомеопатических лекарств, механизме их действия. Часто просили прислать верующего врача. Компетентно ответить на все вопросы, порой, было сложно.

Именно тогда моим братом, профессором, врачом- гомеопатом А.М.Бутениным впервые была проведена серьезная исследовательская работа и в 2004 г. издана книга «Гомеопатия и православие», в которой показано, что гомеопатия и православие имеют длительный опыт плодотворного соработничества, в том числе в России, и одобряются крупнейшими авторитетами Русской Православной Церкви — Архимандритом Псково-Печорского монастыря Иоанном Крестьянкиным (1910 — 2004), Святым праведным Иоанном Кронштадским (1829-1908), Священномучеником Л.М.Чичаговым (1865-1937).

Хочется процитировать некоторые выводы из книги Алексея Михайловича:

Гомеопатию и православие объединяет длительное соработничество и одинаковое понимание причин болезней и происхождения целительных сил гомеопатических лекарств, нередко даже родственные связи.

Гомеопатию в России продвигали не только высококвалифицированные врачи, но и представители двух самых патриотических сословий — священнослужителей и военнослужащих.

Сторонники гомеопатии из представителей военного сословия России были заслуженными орденоносными и высоко образованными военачальниками, православными прихожанами, выбиравшими гомеопатию осознанно.

Оба эти сословия, как и гомеопатия, после революции подверглись небывалым репрессиям, арестам, тюрьмам и ссылкам, вплоть до физического уничтожения.

Сторонники гомеопатии из числа высоко почитаемых иерархов и старцев Русской Православной Церкви (РПЦ) не только приветствовали гомеопатию, но и сами лечили гомеопатическими лекарствами. Они пришли к гомеопатии на склоне лет и на высоте своей церковной карьеры, обладая высочайшим богословским и общим образованием, научными степенями, мудростью, с молитвой и по благословению своих духовников.

Центральной фигурой темы является один из высших иерархов Русской Православной Церкви священномученик митрополит Петроградский и Гдовский СЕРАФИМ (Чичагов), создавший самобытную русскую систему лечения гомеопатическими лекарствами и давший единственно правильное научное обоснование гомеопатии с позиций православия. Как и 6 священнослужителей — участников 1-го Всероссийского съезда гомеопатов в СПб, митрополит Серафим пострадал за веру, был расстрелян в Бутове (1937), а затем причислен к лику святых РПЦ (1997).

Духовное самоусовершенствование и характер работы гомеопата закономерно, после многих лет практики, приводит некоторых гомеопатов (Л.М.Чичагов, С.С.Фаворский, архимандрит Свияжский Вениамин, Янкова Л.Б., Тимченко В.Г.) в священничество и монашество, без отречения, однако, от гомеопатии».

Эти знания раскрылись для меня в полной мере в последующей медицинской практике.

Предисловие

Оптина Пустынь, благословление Старца схиархимандрита Илия. Первые мои настольные книги: Ивана Ильина «Книга раздумий и созерцаний», «Лествица» Иоанна Лествичника, потом — «Дух, душа, тело» Святителя Луки (Войно-Ясенецкого), «Что служит основанием каждой науки» Святителя Серафима (Чичагова), «Тайна души человеческой» Митрополита Николая (Могилевского), «Добротолюбие» в переводе Паисия Величковского.

Поиск Истины привел меня в Оптину Пустынь

В Оптиной попалась книжица «Истоки зла». Начала глубже задумываться о православии, Вере, как она последовательно и целенаправленно уничтожалась в России. Через пару лет я коснулась этого непосредственно, получив на руки фотографию и документы допроса моего деда священника Стефана Зарецкого, убиенного за Веру в декабре 1937 г.

После касания руки старца Илия месяца через 1,5 наступило Просветление — осмысление причин болезни человека, как, прежде всего, следствие греха. Вот оно Чудо, которое я впервые испытала на себе! Захотела поделиться своей Радостью и направилась в Донской монастырь, где с удивлением узнала от дьякона, что им это давно известно.

А нас в институте этому не учили!

Начала осторожно применять это в своей медицинской практике. Появились проблемы с пациентами- от недоумения до полного понимания среди православных. Училась вместе с ними. Был интересный случай, когда на консультации ребенка я объясняла родственникам свое православное понимание причин болезней. Меня поразил дедушка с косичкой, его глаза и вдумчивый взгляд. Он внимательно слушал меня. Позже я узнала, что это был священник.

Гуманитарный институт «Со-действие» — осознание христианской антропологии.

Знакомство с ректором гуманитарного института «Со-действие» П.О.Кондратьевым и подготовка к круглому столу «Гомеопатия и православная антропология» расставили всё на свои места. Господь даровал мне удивительные встречи с новыми людьми — православными гомеопатами, работающими в том же направлении.

Понимание христианской антропологии позволило четко осознать все закономерные этапы моей врачебной практики — от аллопатии к гомеопатии и православию. Стало интереснее работать.

Консультация врача- гомеопата с пониманием христианской антропологии

Обычно на консультации я передаю свой опыт, касается ли это основ гомеопатии, проблем вакцинации, моего понимания Истины, причин болезней.

Понимание основ христианской антропологии, трех уровней человека (Духа, души и тела) позволяет целостно взглянуть на человека и его болезнь. Можно лечить только тело. Но это однобокий подход. Тело своей болезнью «сигналит» о расстройстве Гармонии на всех трех уровнях и лечение только тела даёт временный, а, возможно, и вредный результат — сокрытие причины болезни, углубление или метастазирование её.

Важно подвести больного к пониманию духовной причины болезни

Многолетний опыт работы врачом и особенно врачом- гомеопатом показал, что нет простых случаев. И, казалось, самая простая жалоба может раскрыть такие глубокие корни болезни.

Клинические примеры

  1. Православная мать и алкоголизм отца ребенка
  • Муж. «Я не верующий и разделяю Церковь и Бога в сердце. Мне не нужна Исповедь».
  • Жена. «Муж считает, что местные священники косноязычные, а у него три высших образования».
  • Врач. «Вы знаете, какое лекарство я назначила Вашему сынишке по поводу аденоидов? Это — гневливый препарат. Малыш похож на Вас — такой же раздражительный, в гневе сжимает кулачки. Хотите, чтобы он пошел Вашим путем? Ведь ребенок учится тому, что в дому».
  • Муж. «Нет!»
  • Врач. «Тогда решение за Вами! Ваша проблема духовная и лечить её следует не только у гомеопата, но прежде всего, в Храме.

2. Попутчик в поезде удивлен, что врач вместо лекарств советует, чтобы бросить курить, пойти в Храм, исповедаться, просить Божьей Благодати

3. Православные пациенты, их Вера помогают врачу исцелить больного

На одной из консультаций 7 -летней девочки, страдающей бронхиальной астмой в доверительной беседе рекомендовала родителям и девочке исповедаться и причаститься перед школой. Девочка никогда не посещала детские учреждения, и школа могла явиться для неё стрессом, усугубить её здоровье. Родители согласились. Однако, вместо Исповеди и Причастия улетели за границу, и в тот же день вернулись в Москву, т.к. у неё поднялась температура и обострилась астма. Пришлось подключать аллопатию — ингаляторы, гормоны, пока гомеопат была в отъезде. За это время сходили в Храм и девочка исповедалась. После Причастия стала кашлять каждые 2-3 минуты, не переставая в течение 2-х дней. Такая яркая клиническая картина болезни позволила врачу выйти на нужное лекарство, которое остановило кашель в ту же ночь. Девочка пошла на поправку.

4. Терпение православных пациентов

Мать ребенка с высыпаниями на коже готова терпеть их после приема нескольких горошин гомеопатического лекарства, понимая, что Исцеление наступит вместе с регулярным Причащением малыша в Храме. Конечно, не стоит пренебрегать медицинской помощью.

5. Идиопатическая нейтропения

Диагноз идиопатической нейтропении поставлен 1,5 годовалой малышке. Не смотря на тяжесть заболевания, удалось в течение уже первых мес. добиться увеличения числа нейтрофиллов в периферической крови. Беседа с мамой ребенка и анализ показателей крови в динамике дали основание утверждать, то глубочайшее снижение иммунитета с нейтропенией наступило после серии прививок, сделанных ребенку, у которого в семье наблюдались тяжелые криминальные проблемы. После нескольких госпитализаций, в т.ч. в ФНКЦ (Федеральный научно-клинический Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии Минздрава) мать пришла в Храм. А гомеопатия помогает девочке справляться с болезнями в период дентации. За 10 мес. не понадобилось ни одной госпитализации в ФНКЦ и применения теваграстима — препарата, стимулирующего рост нейтрофиллов.

Заключение

Понимание глубинных причин болезни и умение врача-гомеопата объяснить их, помогает больному шире взглянуть на проблему болезни тела, найти пути к исцелению.

Для этого врачу-гомеопату нужно обязательно не только читать православную литературу, но и практически продвигаться в этом направлении. «Врач, исцели себя сам!»

Гомеопатия, как метод лечения, является одним из основных направлений медицины, не лечит Духовные проблемы, не внедряется в эту сферу. Это прерогатива священника.

По мнению настоятельницы Спасо-Преображенского монастыря игуменьи Анастасии «Гомеопатия высвобождает Силу Воли для борьбы со страстями».

В Храме же укрепляется Дух, поэтому Православие является вершиной медицины.

Особенности приема больного у врача — гомеопата, их доверительное соработничество (со-действие) позволяют выйти на причину болезни пациента.

Важно доступно объяснить больному, почему лечение только тела не приведет к успеху Необходимо понять духовную причину болезни и править её. Это приведет к стабильному результату и выходу из болезни. В противном случае, лечение будет недостаточно эффективным, и только временным, а болезнь -хронической. Наши хронические болезни, к которым мы адаптировались и живем в крепкой дружбе (хоть с палочкой, со штифтом, с кардиостимулятором, на инсулине, ингаляторах, но — в дружбе) повторяются из поколения в поколение. И дети болеют проблемами (болезнями) родителей. Почему так важно начинать лечение с родителей.

На приеме я рекомендую ту православную литературу, которую читала сама, начиная с популярной — Валериана Кречетова «О самом главном», или — «33 причины не ходить в Храм» и кончая — «Евангелие». И многие пациенты просят продиктовать название рекомендуемых книг. В моей практике были случаи прихода пациентов к Вере.

Важно приоткрыть Пути к Исцелению, а выбор — за пациентом.

Выводы

Поиск причины болезни — важнейшая движущая сила возрастания врача, как профессионального, так и духовного.

Причины болезней имеют, в своем большинстве, духовные корни.

Одна из основных задач православного врача «донести до больного духовный смысл болезни».

Семейный подход позволяет лучше разобраться в причине болезни пациента. Дети — наше отражение, через свои болезни открывают нам наши же проблемы (страсти), которые переходят из поколения в поколение, вызывают нарушения в функционировании органов и систем органов, что отражается на соматическом уровне, и может привести к тем или иным порокам развития. Поэтому важно лечить семью в целом!

Лечение без устранения духовной причины не даст стабильных результатов и больные будут «ходить по кругу» от аллопата к гомеопату и растрачивать свои заработанные средства на врачей, не понимая, почему они так и не выздоравливают (не Исцеляются).

Гомеопатическое лечение более целостное, гуманное, гармоничное.

Гомеопатия высвобождает силу Воли для борьбы со страстями.

Врач-гомеопат ни в коем случае не внедряется в Духовную область, если только он не священник.

Врачу-гомеопату, понимающему глубинные (духовные) корни болезни, из своего Добротолюбия, важно использовать консультацию для просвещения больного. Путь Исцеления укажет Духовник.

Я поделилась своим опытом. Ко мне эти знания пришли уже после более, чем 30-летней практики в академической медицине и гомеопатии. Но как всё изменилось!

Мне стало интереснее и легче работать, больше доверие пациентов, более эффективные результаты лечения. Благодарна своим православным пациентам за общение с ними.

Я поняла, что не только и не столько от меня зависят результаты лечения.

Исцеляет Господь Бог!

Литература

И.В Давыдовский » Проблема причинности в медицине»
Иоанн Лествичник «Лествица».
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) «Дух, душа, тело».
Иван Ильин «Книга раздумий и созерцаний».
Святитель Серафим (Чичагов), «Что служит основанием каждой науки»
Мищенко В. С., Бутенин А. М., Тирасполъский И. В. «Лечебная система Л.М.Чичагова — священномученика Серафима».
Митрополит Николай Могилевский «Тайна души человеческой» «Добротолюбие».
А. Малышко «Путем болезни. Исповедь врача.»
В. Жохов «Христианское отношение к болезням и врачеванию»
Н. Булгаков «Ещё успеем? 33 причины не ходить в храм»

Руководитель выездной службы врачей гомеопатов МГЦ,
врач-гомеопат Кулеш Елена Михайловна

Комментариев нет

Обсуждение закрыто.