На страницу "Московского Гомеопатического Центра"

СОЦИОНИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ В ГОМЕОПАТИИ
Содержание
главная страница
Видео о гомеопатии
читайте
Грыжи позвоночника - лечение гомеопатией
Неврология и гомеопатия
Действие закона Геринга (ЛОР-органы)
Еще раз про коклюш
Цистит
Атопический дерматит
Гомеопатия или аллопатия?
Аденоидит
О принципе гомеопатического лечения.
поиск по сайту
карта сайта
Подписка на новости
На главную страницуКарта сайтаПоиск по сайтуВерсия для печатиНапишите намНа главную страницу
Московский гомеопатический центргомеопатия для всехгомеопатия для специалистовзадать вопрос специалистам МГЦ
 Главная > Для специалистов > Библиотека гомеопата > Cочинения и переводы > Гомеопатический ежегодник 2003 г. > СОЦИОНИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ В ГОМЕОПАТИИ

СОЦИОНИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ В ГОМЕОПАТИИ

Долинина И. В.
Нижегородская региональная медицинская ассоциация, г. Нижний Новгород
Гомеопатия находится на том этапе развития, когда накопленные данные требуют логического осмысления и проведения параллелей с другими науками. Некоторыми исследователями делались попытки корреляций с психиатрией и психологией. Автору представляется перспективным анализ гомеопатических типов с точки зрения соционики.
Соционика берет начало с К. Г. Юнга, швейцарского ученого, который ввел в психологию принципиально новые понятия о типических процессах восприятия (ощущение, интуиция) и суждения (мышление, чувство). Путем длительных наблюдений было выявлено, что индивид использует одну из функций каждой пары чаще, чем противоположную. Таким образом эта функция становится более осознаваемой, а полярная ей функция уходит в «тень», в бессознательное.
Приоритетное развитие одной из функций определяет принадлежность к одному из психологических типов. В зависимости от характера ведущей функции Юнг различал 2 класса типов: рациональные и иррациональные. К первым принадлежат мыслящий и чувствующий типы; ко вторым — интуитивный и ощущающий. Кроме того, Юнг описал две установки — экстравертную (с направленностью во внешний мир) и интровертную (с направленностью во внутренний мир).
Сегодня в соционике для обозначения функций используются несколько иные термины, чем у Юнга: логика (мышление), этика (чувство), сенсорика (ощущение), интуиция.
Наиболее известно и общеупотребительно деление на экстравертов и интровертов. Юнг считал, что «экстраверсия есть переложение интересов от субъекта к объекту». Картина мира для экстраверта складывается из внешних впечатлений. При уменьшении их интенсивности он испытывает дискомфорт. Если у экстраверта возникают неприятности, он ищет их причину во внешнем мире и старается ее устранить. Производит впечатление активного человека, охотно делится полученной информацией. По Юнгу — «стремится себя во всем растрачивать и распространять». Экстраверсия не связана на прямую с коммуникабельностью. Например, гомеопатический тип Пульсатилла может быть очень общительным, оставаясь при этом интровертом. В гомеопатической типологии к экстравертам можно отнести типы: Аконит, Аргентум нитрикум, Бриония, Лахезис, Нукс вомика, Туберкулинум, Фосфор, Цимицифуга и ряд других.
В случае интроверсии, по Юнгу, «мотивирующая сила принадлежит субъекту, а объекту — лишь вторичное значение». Интроверту совершенно необходимо иметь личное время. Уединение для него — это способ отдохнуть, лучше понять себя и окружающий мир. Если интроверту не задавать вопросов и не побуждать к активным действиям, он может длительно не проявлять инициативы. Новую информацию извне он воспринимает медленней, но осмысливает глубже, чем экстраверт. Интроверт относит свои проблемы к себе самому, плохо осознавая, что могут быть внешние независимые обстоятельства. В гомеопатической типологии к интровертам можно отнести типы: Игнация, Кальциум карбоникум, Бариум карбоникум, Кониум, Ликоподиум, Натриум муриатикум, Сепию, Силицею, Стафизагрию и ряд других.
Юнг разделил все психологические функции на классы — рациональные и иррациональные. Мышление (логика) и чувство (этика) рациональны. Сенсорика (ощущение) и интуиция — иррациональны.
Для рационалов характерны стремления к порядку и определенности. Их тревожат невыполненные дела и нерешенные вопросы. В своих планах они стараются идти до конца, решения меняют неохотно, плохо переносят неожиданности. В гомеопатии рационалами являются Арсен, Аргентум нитрикум, Бриония, Натриум муриатикум и другие.
Иррационалы более гибкие, они легко перестраиваются, поступая по ситуации. У иррационала меньше жестких установок, он любит перемены и неожиданности. Несмотря на способность к планированию, многое оставляет на волю случая, не сковывая себя излишними рамками. В гомеопатии иррационалами являются Нукс вомика, Игнация, Ликоподиум, Фосфор, Туберкулинум и другие.
К рациональным функциям относятся мышление, которое основано на логических, объективных критериях, а также чувство, которое представляет собой оценочное суждение. Оба вида функций могут быть в экстравертном или интровертном вариантах.
Экстравертная логика — это познание фактической информации, набор знаний и умений. Является ведущей функцией у гомеопатических типов Бриония, Сульфур («деловая логика»). Интровертная логика — это анализ и синтез информации, ее структурирование и классификация. Является ведущей функцией у гомеопатических типов Арсен, Аурум («структурная логика»).
Экстравертная этика — это эмоциональная оценка объекта и ситуации. Является ведущей у Лахезиса, Цимицифуги («этика эмоций»). Интровертная этика — это выражение собственного отношения к объекту и ситуации. Является ведущей у Натриум муриатикум, Силицеи («этика отношений»).
Экстравертная сенсорика — это воздействие на внешний мир, захват пространства. Стоит на первом месте у Нукс вомики, Аконита («волевая сенсорика»). Интровертная сенсорика — это восприятие своих ощущений от окружающего мира. Стоит на первом месте у Кальциум карбоникум, Сепии, Пульсатиллы («сенсорика ощущений»).
Экстравертная интуиция — это восприятие потенциальных возможностей объекта или ситуации. Стоит на первом месте у Фосфора, Туберкулина («интуиция возможностей»). Интровертная интуиция — это восприятие скрытых временных процессов, «внутреннее время». Стоит на первом месте у Ликоподиум, Игнации («интуиция времени»).

Действие тех или иных функций отражается в поведении человека, его установках, стиле жизни. У каждого типа присутствуют все 8 функций, однако проявляются они в разной степени. Каждая функция занимает определенную позицию, расположенную на одном из четырех психических уровней: эго, суперэго, суперид, ид.

Эго — это ядро психической структуры. По его функциям индивид наиболее уверенно взаимодействует с окружающим миром. Это программная (первая) и творческая (вторая) функция.

Программная функция — самая сильная в структуре психики. Она связана с осознанными преимуществами, врожденным профессионализмом, основными ценностями индивида. Творческая функция (реализационная, инструментальная) является более мобильной, чем программная, и служит ее качественной характеристикой. В расположении этих двух функций заложена формула типа. Например, интуитивно-логический интроверт (Ликоподиум), сенсорно-этический интроверт (Пульсатилла), этико-интуитивный экстраверт (Лахезис), сенсорно-логический экстраверт (Нукс вомика).
Суперэго — это уровень осознанного несовершенства. По двум его функциям индивид старается изо всех сил быть не хуже других. Это нормативная (третья) и мобилизационная (четвертая) функции. Нормативная (контактная, ролевая) функция развивается человеком в течение всей жизни. Успехи по ней наиболее приятны — это ролевая маска. Логик всегда хочет казаться этиком, а сенсорик — интуитом (и наоборот). Мобилизационная («зона страха») функция — это точка наименьшего сопротивления (ТНС), место формирования комплексов и страхов. У каждого типа своя ТНС: у Арсена — интуиция возможностей (впадает в панику при непредвиденном развитии ситуации, имеет двигательное беспокойство), у Ликоподия — этика эмоций (неспособен к эмпатии, склонен к черному юмору), у Фосфора — логика отношений (хаотичность, нелогичность), у Стафизагрии — волевая сенсорика (уязвленное самолюбие).
Уровни эго и суперэго (ментальные) относятся к сознанию и подсознанию. Уровни суперид и ид (витальные) — к подсознанию и архаике.
Суперид — уровень, на котором проблемы не осознаются и навешиваются на других (инфантильный блок, «антисовесть»). Это суггестивная (пятая) и активационная (шестая) функции. Суггестивная (внушаемая) — характеризуется «всеядностью» по отношению к поступающей информации. У Ликоподия — это волевая сенсорика (борьба между трусостью—самомнением, стремление устранять недомогание радикальным путем, например, операцией). Активационная функция активно включается в реализацию методов, предложенных суггестивной функцией (сны об опоздании, фанатичная пунктуальность).
Ид — самый глубокий уровень подсознания, включает наблюдательную (седьмую) и демонстративную (восьмую) функции. Наблюдательная — сама себе цензор и контролер. У Арсена — это деловая логика (внимание к мелочам, мысли о деньгах, употребление жидкости часто и в малых количествах). По демонстративной функции индивид старается вести себя безупречно. У Арсена — это сенсорика ощущений (всегда выглядит опрятно, любит симметрию, страдает микробофобией и аллергией).
В соционике выделяется 32 типа (вместе с подтипами). Помимо этого рассматриваются акценты типа и психоформы поведения. С помощью соционической терминологии возможна всесторонняя характеристика гомеопатических типов, объяснение страхов, комплексов, сновидений. Знание соционики позволяет врачу-гомеопату точнее определить конституциональное средство и ситуацию, в которой находится пациент.

Литература
  1. Юнг К. Г. Психологические типы. — СПб: «Ювента» — М.: «Прогресс-Универс», 1995.
  2. Седых Р. К. Информационный психоанализ. — М.: НПП «Менатеп-Траст», 1994.
  3. Долинина И. В. Психотипы в гомеопатии. — Н. Новгород: «РИА “Доктор ФОМ”», 2002.

ГОМЕОПАТИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК 2003 ГОДА
часть III. Теория и методология гомеопатии


На главную страницуКарта сайтаПоиск

 © Гомеопатия для всех. 24.11.2014.
Любое воспроизведение материалов сайта только с разрешения администрации сайта.

Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня